Альтернативная бутылка

Стекло уходит в прошлое?
Представьте себе бутылку вина. Какая она? Допустим, вы ответите «бургундская». А ещё? «Тёмно-зелёная». Ещё? «Стандартного объёма». Ещё? «Открытая». А ещё? «Гладкая, запотевшая, с этикеткой»! Ещё? Если вы и скажете в итоге «стеклянная», так только от отчаяния: есть базовые характеристики вещей, к которым мы настолько привыкли, что кажется, будто быть другими они просто не могут. Но нам достался мир, который стремительно меняется - хотим мы того или нет.
Основная проблема стекла – большой вес. Именно он виновник того, что в процессе производства, продажи и транспортировки вина, бутылка оставляет самый заметный углеродный след. Производить стекло энергозатратнее, перевозить дороже, а перерабатывать проблематичнее, чем тару из других материалов. Да и разлагается оно долго – около 1 000 лет. В общем, со всех сторон наша гладкая запотевшая не хороша.

В мировом авангарде винных зелёных инициатив пока не слишком тесно - там США, Великобритания и пара-тройка других европейских стран. Кто-то из тех, кому не безразлично будущее планеты, добивается законодательного разрешения снимать с горлышек традиционные капсулы из фольги или пластика, как делал представитель немецкого Саара винодел Флориан Лауэр. Вода камень точит: не так давно регламент ЕС в этом отношении был обновлён.

Кто-то уменьшает средний вес тары – например, шампанский дом Telmont и французская компания Verallia в 2023-м году представили самую лёгкую бутылку для игристого, которая вместо стандартных 900 весит 800 граммов. Купить облегчённую бутылку с благородным содержимым можно будет в 2026-м году.

учитывая то, какое давление должна выдерживать бутылка шампанского, задача уменьшить её вес на 100 граммов была нетривиальной и потребовала нескольких лет испытаний
А кто-то принимает радикальные решения – вовсе отказывается от стекла.

Прямо сейчас на улицах Нью-Йорка красуются рекламные баннеры калифорнийского вина Element[AL] Wines в алюминиевых... нет, не банках (этими уже никого не удивить), а бутылках!
Весит такая бутылка на 80% меньше, чем стеклянная. Она полностью перерабатывается и, как утверждает производитель, при соблюдении срока хранения совершенно безопасна. Исследования показали, что спустя год после розлива вино из алюминиевой и стеклянной бутылок ничем друг от друга не отличаются. К тому же не нужны этикетки и фантазия дизайнеров ограничена только площадью поверхности.
Вице-президент по связям с потребителями Джоди Богл уверена, что компания "Bogle Family Wine Collection" запустила не просто новый бренд, а новый образ мышления в винодельческой отрасли, и покупатели готовы его принять. Стоимость новинки - $16.

Строго говоря, Element[AL] - не первые алюминиевые винные бутылки в мире, но первые, столь похожие на классические объёмом 750 мл. С другими их объединяет позиционирование и целевая аудитория - успешные, динамичные, креативные молодые люди. Те, что предпочитают не хранить вино, а пить здесь и сейчас. Кому важнее простота, а не заумные термины, стиль, а не вековые традиции. И для кого разумное потребление - не пустой звук.

На этом строится вся концепция ещё одной винодельни из Калифорнии, Revelshine. Джейк Билбро, владелец и винодел в четвёртом поколении, а по совместительству страстный любитель родной Сономы, подводной рыбалки, походов и лыж, создаёт вино в бутылках объёмом 500 мл, которые а) дружелюбны к природе, б) удобны для того, чтобы брать их с собой в приключения на свежем воздухе, в) практически невесомы, а потому не тянут рюкзак на обратном пути. В линейке - белое из шардоне, красное из зинфанделя и розовое из гренаша, цена бутылки - $16.

Ещё один вид альтернативной винной тары, который в 2020-м году эпатировал публику - бумажная бутылка с вкладышем, пригодным для пищевых продуктов. Её произвела английская компания Frugalpac, впервые использовала итальянская винодельня Cantina Goccia, а в дальнейшем облюбовали производители крепких алкогольных напитков.


Если быть точнее, то внешняя часть бутылок сделана из переработанного картона. Они в 5 раз легче стекла (вес - 83 грамма), на 94% подлежат вторичной переработке, их углеродный след в 6 раз меньше. Уже 45 брендов используют их в 25 странах, включая США, Канаду, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Японию, Великобританию, Скандинавию, Италию, Испанию, Францию и другие.

Самый дешёвый заменитель стеклянных бутылок - конечно, старый добрый пластик. Он на 90% легче, на 100% подлежит вторичной переработке, его транспортировка проще и безопаснее любой другой тары.
Но с визуальной точки зрения пластиковая бутылка имеет один, главный недостаток: никакие маркетинговые ухищрения не в силах придать ей премиальный вид.
Почти получилось сделать красиво у компании Packamama и холдинга Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH) с плоской бутылкой из переработанного океанического пластика для прованского розе Galoupet Nomade от Château Galoupet.
Нужно ли говорить, что стоит оно 25 евро, и это самая высокая цена за вино в пластиковой бутылке?..

Самый последний писк альтернативно-бутылочной моды - французский проект Green Gen Technologies. Компания базируется в Тулузе и производит эффектные бутылки, состоящие из 3 компонентов: вкладыша из пищевого пластика, композитного чехла из льняного волокна и смолы биологического происхождения. Они легче стеклянных в 10 раз, а значит, вся производственно-логистическая цепочка провоцирует гораздо меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.

Ещё в ассортименте компании есть картонные бутылки, которые не выглядят откровенно картонными.

При всех достоинствах каждая из этих бутылок имеет и ряд недостатков, вызывающих дискуссии и неприятие у большинства участников винного рынка.

Во-первых, вино в них имеет ограниченный срок годности - в среднем 1 год после розлива. Учитывая, что из всего производимого в мире вина для выдержки предназначено всего от 1 до 5%, это не фатально, но факт остаётся фактом: алюминий и пластик не универсальны.

Во-вторых, они... не стеклянные. К сожалению - или к счастью? - человек так устроен, что привычное ему милее нового. За три с половиной века винопитие обросло ритуалами и стереотипами, тесно связанными с бутылкой из стекла, а ритуалы - это отдельная, важная часть удовольствия. Действительно ли потребитель готов от них отказаться?


Время рассудит. Ведь если бы человечество цеплялось за привычное вопреки историческим вызовам и здравому смыслу, до сих пор хранило бы вино в амфорах и копало палкой-копалкой.


В России вопрос производства и использования альтернативной винной бутылки пока не стоит. Но это и не удивительно - у нас даже сортировка мусора большинством людей воспринимается как бесполезная блажь. Тон немногочисленных статей на эту тему варьируется от ироничного до откровенно пренебрежительного - мол, делать этим западным популистам и бездельникам нечего, вот и занимаются ерундой. Строят из себя спасителей планеты, а на самом деле всё это чистый маркетинг.

Моё мнение по поводу соотношения искренней заботы о природе и маркетинга в пользу последнего, остаётся неизменным. Разве котёнок, спасение которого из-под колёс машины сняли и выложили в блог ради больших просмотров и всеобщего одобрения, от неискренности этого порыва перестаёт быть спасённым?..

Фото - из открытых источников и соцсетей, если не указано иное.
Поделиться:
Чтобы первыми получать новости и читать статьи, подпишитесь на Телеграм-канал