Вино в чемодане: Армения

- Скажите, в Армении есть пирамиды?
- Конечно! Пирамида Хеопса.
- Она же в Египте!
- Ну да, у нас места мало, пусть пока там постоит.
- А море есть?
- Конечно!
- Где же оно?
- Э, ты его не увидишь - море есть, воды в нём нет!
(шутка, рассказанная Артёмом Парсегяном, виноделом Trinity Canyon Vineyards)

Из любого путешествия возвращаешься немного другим человеком. Если внимательно смотреть, слушать, чувствовать, ловить ароматы новой страны и общаться с её людьми, она становится самым прекрасным из уроков.

Армяне - отличные учителя, говорящие с нами на одном языке. А друг с другом - на другом. Они с детства билингвы, русский язык входит в школьную программу с 3-го класса. Многие владеют ещё и английским. Если не знать историю Армении (за полтора часа, пока мы ехали из Еревана в Ехегнадзор, я дочитала только до 253-го года н.э.) и того, что древнеармянский язык старше древнегреческого, может показаться, что они хвастливы. Но нет, это совсем, совсем другое свойство. Они гордятся своей страной и очень хорошо чувствуют корни. Поэтому совсем не боятся влияния извне. Думаю, если спросить армян, какова их национальная идея, они будут долго смеяться: про Ноя слыхали? где пристал его ковчег помните? то-то же! Арарат, впрочем - это вообще отдельная история, одна из кровоточащих ран народа. Есть ещё - потерянный Арцах (Нагорный Карабах), и ещё - память о геноциде 1915-го года. Много боли было пережито. Может, поэтому так печально звучит дудук, и так грустно смотрят большие красивые глаза вдаль, и так искренна вера в бога.
С любовью армян к своей земле может сравниться только их гостеприимство. Нигде нас не встречали так тепло и хлебосольно, нигде мы не слышали и не произносили столько тостов. Еда - вторая религия. Мясо, овощи и зелень - три её апостола. "Нам постоянно кажется, что вы голодные", - призналась наша гид на Севан Ирина. В этом армяне очень похожи на итальянцев. И неожиданно не только в этом. Такое количество стильных, ухоженных, явно не пренебрегающих услугами барбершопов мужчин, какое ходит по Еревану, я встречала только на улицах Рима и Вероны.

Известно, что 2/3 армян живут не в Армении. Но от этого не становятся чужими - ни друг другу (армянские диаспоры очень сплочённые), ни стране исхода. Шарлю Азнавуру, гражданину Франции, в Ереване поставили памятник при жизни - за всё, что он делал для исторической родины. Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна), бОльшую часть жизни прожившего в Крыму, считают армянским художником. Арама Хачатуряна, который родился в Грузии, а работал в Москве, чтят как армянского композитора. Генрих Мхиторян, играющий за европейские футбольные клубы, вызывает не обиду на то, что уехал, а значительное увеличение болельщиков то у "Арсенала", то у "Ромы", нынче - у "Интера". Приезжим местные тоже рады - говорят, с наплывом релокантов в столице стало живее и интереснее.
А ещё армяне делают вино. О котором год назад, до выставки ArmWine, я ничего не знала. И о котором до сих пор мало кто знает. А между тем оно прекрасно. В мае мы поездили по винодельням Армении и сняли небольшой, но полный любви и тепла фильм:
Потрясающий розовый туф, захватывающие дух горные монастыри, любовь к животным, нежность к детям, гордость своей страной, кухней, вином, и одновременно милая самоирония, компании мужчин всех возрастов с нардами, открытые настежь ворота домов, ожоги войны, трудолюбие, красота людей, подача блюда на середину стола независимо от того, кто его заказал, пианино почти в каждом интерьере, общительность как образ жизни, уважение к памяти, готовность помочь чужаку и сделать многое для своего - такой я увидела и полюбила Армению. Страну, в которую обязательно вернусь.

Фото - Евгений Гаврилов.
Поделиться: