Veuve Clicquot PonsardinБарб-Николь Клико-Понсарден вышла замуж в 1798-м году, к 1805-му (в 27 лет) овдовела, став наследницей большой бизнес-империи. Банковская деятельность и торговля шерстью её не прельстили, а вот развитием
шампанского дома она занялась энергично, весьма преуспев. И это во времена, когда французы считали, что от вида женщины, спустившейся в погреб, вино превращается в уксус! По правилам ей следовало бы нанять управляющего-мужчину, но мадам Клико презрела все стереотипы и… вошла в историю.
Она приложила руку к усовершенствованию многих процессов производства. Например, для очищения вина от осадка придумала пюпитры - стойки с отверстиями, в которые вставляются и постепенно наклоняются бутылки. По сей день ремюаж - один из самых важных этапов рождения шампанского. Создала первое розовое шампанское, смешав белое вино с небольшим количеством красного - раньше цвет вину придавали ягодами бузины. Первое зарегистрированное винтажное вино (определённого года урожая) тоже было разлито на её винодельне. Красивая легенда приписывает ей и изобретение мюзле - якобы мадам достала проволоку из своего корсажа и зафиксировала ею пробку. Однако в 1844-м году запатентовал этот способ мужчина, Адольф Жаксон.
Барб-Николь была прекрасным маркетологом - она отказалась от посредников и продавала своё вино напрямую, существенно увеличив прибыль. Ей удалось заполучить в покупатели русского царя и его двор. Даже в 1812-м году, когда было введено эмбарго на поставку шампанского, она умудрилась найти способ его обходить.
"Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым".
В этих строчках из романа Пушкина "Евгений Онегин" - тоже оно, шампанское "Вдова Клико" урожая 1811-го года. Тогда практически во всех винодельческих странах собрали урожай исключительного качества, и считалось, что повлияла на это крупная комета, которую было видно в небе невооружённым глазом. Каждую бутылку предприимчивая Барб-Николь снабдила ярлычком с надписью «Vin de Bouzy, 1811, de la Comete» («Вино из Бузи, 1811, год Кометы»).
Вслед за мадам Клико появились и другие шампанские вдовы (управлять чем-либо могли только женщины овдовевшие). Так что переоценить её вклад и в историю шампанского, и в историю женского виноделия, просто невозможно.
В шампанских домах и нынче женщины часто правят бал.
Северин Фрерсон - мастер погреба Champagne
Perrier-Jouët.
Джули Кавил - мастер погреба шампанского дома
Krug.
Кэролайн Латрив - мастер погреба Champagne Deutz, которая до этого занимала ту же должность в Champagne Ayala.
Натали Вранкен - совладелица и руководитель маркетингового подразделения
Vranken-Pommery Monopole (Жанна Александрин Луиза Поммери, кстати, была одной из самых известных шампанских вдов 19-го века).
Витали Тэттанже - на протяжение последних 10 лет художественный и маркетинговый директор, воплощает уникальный стиль Дома шампанских вин
Taittinger.