Альтернативная бутылка

Стекло уходит в прошлое?
Представьте себе бутылку вина. Какая она? Допустим, вы ответите «бургундская». А ещё? «Тёмно-зелёная». Ещё? «Стандартного объёма». Ещё? «Открытая». А ещё? «Гладкая, запотевшая, с этикеткой»! Ещё? Если вы и скажете в итоге «стеклянная», так только от отчаяния: есть базовые характеристики вещей, к которым мы настолько привыкли, что кажется, будто быть другими они просто не могут. Но нам достался мир, который стремительно меняется - хотим мы того или нет.
Основная проблема стекла – большой вес. Именно он виновник того, что в процессе производства, продажи и транспортировки вина, бутылка оставляет самый заметный углеродный след. Производить стекло энергозатратнее, перевозить дороже, а перерабатывать проблематичнее, чем тару из других материалов. Да и разлагается оно долго – около 1 000 лет. В общем, со всех сторон наша гладкая запотевшая не хороша.

В мировом авангарде винных зелёных инициатив пока не слишком тесно - там США, Великобритания и пара-тройка других европейских стран. Кто-то из тех, кому не безразлично будущее планеты, добивается законодательного разрешения снимать с горлышек традиционные капсулы из фольги или пластика, как делал представитель немецкого Саара винодел Флориан Лауэр. Вода камень точит: не так давно регламент ЕС в этом отношении был обновлён.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction.

Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation. Each type of visual aid has pros and cons that must be evaluated to ensure it will be beneficial to the overall presentation. Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction. Planning ahead is important when using visual aids. It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience. The purpose of the visual aid is to enhance the presentation.

Кто-то уменьшает средний вес тары – например, шампанский дом Telmont и французская компания Verallia в 2023-м году представили самую лёгкую бутылку для игристого, которая вместо стандартных 900 весит 800 граммов. Купить облегчённую бутылку с благородным содержимым можно будет в 2026-м году.

учитывая то, какое давление должна выдерживать бутылка шампанского, задача уменьшить её вес на 100 граммов была нетривиальной и потребовала нескольких лет испытаний
А кто-то принимает радикальные решения – вовсе отказывается от стекла.

Прямо сейчас на улицах Нью-Йорка красуются рекламные баннеры калифорнийского вина Element[AL] Wines в алюминиевых... нет, не банках (этими уже никого не удивить), а бутылках!
Весит такая бутылка на 80% меньше, чем стеклянная. Она полностью перерабатывается и, как утверждает производитель, при соблюдении срока хранения совершенно безопасна. Исследования показали, что спустя год после розлива вино из алюминиевой и стеклянной бутылок ничем друг от друга не отличаются. К тому же не нужны этикетки и фантазия дизайнеров ограничена только площадью поверхности.
Вице-президент по связям с потребителями Джоди Богл уверена, что компания "Bogle Family Wine Collection" запустила не просто новый бренд, а новый образ мышления в винодельческой отрасли, и покупатели готовы его принять. Стоимость новинки - $16.

Строго говоря, Element[AL] - не первые алюминиевые винные бутылки в мире, но первые, столь похожие на классические объёмом 750 мл. С другими их объединяет позиционирование и целевая аудитория - успешные, динамичные, креативные молодые люди. Те, что предпочитают не хранить вино, а пить здесь и сейчас. Кому важнее простота, а не заумные термины, стиль, а не вековые традиции. И для кого разумное потребление - не пустой звук.

На этом строится вся концепция ещё одной винодельни из Калифорнии, Revelshine. Джейк Билбро, владелец и винодел в четвёртом поколении, а по совместительству страстный любитель родной Сономы, подводной рыбалки, походов и лыж, создаёт вино в бутылках объёмом 500 мл, которые а) дружелюбны к природе, б) удобны для того, чтобы брать их с собой в приключения на свежем воздухе, в) практически невесомы, а потому не тянут рюкзак на обратном пути. В линейке - белое из шардоне, красное из зинфанделя и розовое из гренаша, цена бутылки - $16.

Ещё один вид альтернативной винной тары, который в 2020-м году эпатировал публику - бумажная бутылка с вкладышем, пригодным для пищевых продуктов. Её произвела английская компания Frugalpac, впервые использовала итальянская винодельня Cantina Goccia, а в дальнейшем облюбовали производители крепких алкогольных напитков.


Если быть точнее, то внешняя часть бутылок сделана из переработанного картона. Они в 5 раз легче стекла (вес - 83 грамма), на 94% подлежат вторичной переработке, их углеродный след в 6 раз меньше. Уже 45 брендов используют их в 25 странах, включая США, Канаду, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Японию, Великобританию, Скандинавию, Италию, Испанию, Францию и другие.

Самый дешёвый заменитель стеклянных бутылок - конечно, старый добрый пластик. Он на 90% легче, на 100% подлежит вторичной переработке, его транспортировка проще и безопаснее любой другой тары.
Но с визуальной точки зрения пластиковая бутылка имеет один, главный недостаток: никакие маркетинговые ухищрения не в силах придать ей премиальный вид.
Почти получилось сделать красиво у компании Packamama и холдинга Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH) с плоской бутылкой из переработанного океанического пластика для прованского розе Galoupet Nomade от Château Galoupet.
Нужно ли говорить, что стоит оно 25 евро, и это самая высокая цена за вино в пластиковой бутылке?..

Самый последний писк альтернативно-бутылочной моды - французский проект Green Gen Technologies. Компания базируется в Тулузе и производит эффектные бутылки, состоящие из 3 компонентов: вкладыша из пищевого пластика, композитного чехла из льняного волокна и смолы биологического происхождения. Они легче стеклянных в 10 раз, а значит, вся производственно-логистическая цепочка провоцирует гораздо меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.

Ещё в ассортименте компании есть картонные бутылки, которые не выглядят откровенно картонными.

При всех достоинствах каждая из этих бутылок имеет и ряд недостатков, вызывающих дискуссии и неприятие у большинства участников винного рынка.

Во-первых, вино в них имеет ограниченный срок годности - в среднем 1 год после розлива. Учитывая, что из всего производимого в мире вина для выдержки предназначено всего от 1 до 5%, это не фатально, но факт остаётся фактом: алюминий и пластик не универсальны.

Во-вторых, они... не стеклянные. К сожалению - или к счастью? - человек так устроен, что привычное ему милее нового. За три с половиной века винопитие обросло ритуалами и стереотипами, тесно связанными с бутылкой из стекла, а ритуалы - это отдельная, важная часть удовольствия. Действительно ли потребитель готов от них отказаться?


Время рассудит. Ведь если бы человечество цеплялось за привычное вопреки историческим вызовам и здравому смыслу, до сих пор хранило бы вино в амфорах и копало палкой-копалкой.


В России вопрос производства и использования альтернативной винной бутылки пока не стоит. Но это и не удивительно - у нас даже сортировка мусора большинством людей воспринимается как бесполезная блажь. Тон немногочисленных статей на эту тему варьируется от ироничного до откровенно пренебрежительного - мол, делать этим западным популистам и бездельникам нечего, вот и занимаются ерундой. Строят из себя спасителей планеты, а на самом деле всё это чистый маркетинг.

Моё мнение по поводу соотношения искренней заботы о природе и маркетинга в пользу последнего, остаётся неизменным. Разве котёнок, спасение которого из-под колёс машины сняли и выложили в блог ради больших просмотров и всеобщего одобрения, от неискренности этого порыва перестаёт быть спасённым?..

Фото - из открытых источников и соцсетей, если не указано иное.
Поделиться: